История и традиции Рождества

История Рождества

В отличие от мирского Нового года, религиозный праздник Рождества не столь популярен в России, хотя и считается официальным выходным днем. Пожалуй, все знают, что история Рождества связано с важнейшим событием для любого верующего человека – появлением на свет Иисуса Христа в городе Вифлееме. И Вифлеемская звезда, появившись на небосклоне, стала знамением для волхвов, которые тут же отправились на поклон Божественному младенцу. Именно эта звезда превратилась в символ, украшающий макушки нарядных елок, и не только рождественских, но и новогодних.

Рождество ассоциируется с тихим снегопадом, светлым настроением, уютными огоньками зажженных свечей.… Вспоминаются и пасторальные картинки на рождественских открытках прошлого века с изображением прелестных ангелов, зимних пейзажей, нарядных елок, веселой детворы. Частично милая сердцу рождественская атмосфера сохранилась и по сей день, частично растерялась, будучи поглощенной коммерческим подходом к празднику.

Как появилось Рождество

Вифлеемская звезда

Идею праздновать рождение Христа привнесли в еврейскую христианскую общину греки, поскольку у евреев не было принято отмечать рождение человека. Затем была установлена дата рождественского праздника - 25 декабря / 7 января. Итак, в Библии сказано, что Иисус Христос был рожден непорочной девой Марией, зачавшей его от духа Святого. В Вифлеем, что находится неподалеку от Иерусалима, первыми преклонить колени перед новорожденным Спасителем явились пастухи, а затем ведомые звездой волхвы с дарами.

Значимость праздника Рождества Христова в том, что это событие дает людям надежду на спасение. Именно поэтому в России до революции этот день был одной из важнейших дат христианского и народного календаря. По значимости Рождество стояло на втором месте после Пасхи.

Дело в том, что в народном календаре 7 января – день зимнего солнцеворота, когда светило пробуждается от долгого зимнего сна. Этот период возрождения сильного солнца ассоциировался с уходом старого года и был поводом для длительных выходных и праздников – святок. Святки весело и шумно отмечались по всей России с Рождества до дня Крещения Господня. Вообще Святки – яркий пример того, как языческие и христианские представления органично соединялись друг с другом. История Рождества Христова говорит о том, что святочный период всегда был насыщен всевозможными магическими действиями, обрядами, приметами, гаданиями. Накануне Рождества молодые люди колядовали, обходя крестьянские дома с песнями, возвещая радостную весть о рождении Иисуса Христа и желая хозяевам благополучия. На деревенских улицах можно было увидеть ряженых, молодежь собиралась на веселые посиделки, а девушки гадали о судьбе.

Таким образом, христианский Спаситель ассоциировался в народном сознании с «Солнцем Правды».

На протяжении всей истории Рождества празднование начиналось с посещения Всенощной в церкви. Правда, не все крестьяне имели возможность попасть в храм, который мог находиться за 40-50 километров от их жилища, ведь дороги заметало снегом. Поэтому, если возможности приехать в церковь на праздничную службу у семьи крестьянина не было, то в эту ночь всем полагалось молиться перед домашними иконами.

Рождественский стол

История Рождества свидетельствует, что этот праздник всегда славился богатыми семейными трапезами – в сочельник (то есть накануне праздника) и, разумеется, на само Рождество. Считалось, что угощение должно носить только семейный характер и приход в дом посторонних гостей может послужить плохой приметой. Ужин начинался с появлением на небе первой вечерней звезды, после чего отец семейства читал молитву, а все присутствующие осеняли себя крестным знамением и молча приступали к трапезе.

Рождественский стол

На рождественском столе обычно стояли ритуальные блюда, которые готовились лишь по особенным дням, будь то праздники, родины или поминовение усопших. На стол ставили утку, или начиненного яблоками гуся, а также постные пироги с грибами, кашей или картошкой, блины с медом, кутью из больших пшеничных зерен с ягодами. В некоторых регионах России готовили сочиво – распаренные в меду сухофрукты.

На заре истории Рождества такое застолье было связано с представлениями о том, что души умерших предков семьи, находятся в этот момент за одним столом с живыми. Таким образом, скреплялась необходимая каждому народу связь с прошлым. А еще чинный рождественский ужин в сочельник как бы открывал новый год и закрывал Пост, будучи переходом к веселому пиршеству последующих дней. Такая трапеза ассоциировалась с небогатым ужином Святого семейства в ночь рождения Спасителя.

Зато вторая трапеза, в день Рождества, была скоромной и изобильной, на ней рекой текли хмельные напитки, подавалось большое количество мясных блюд и пирогов.

Традиции Рождества

С Рождеством было связано немало народных примет. Например, звездная ночь на этот праздник считалась обещанием богатого урожая гороха, глубокий снег – зерновых культур.

В этот день происходил интересный обряд Славленая Христа, который известен со второй половины 17 века. Ранним утром, до церковной литургии, бедняки и нищие пели под окнами домов духовные стихи, за что получали угощение в виде специально сделанных хлебцев. Затем прибегали распевать рождественские гимны местные ребятишки.

Рождественский вертеп

После обедни обход дворов совершался подростками, а уже ближе к вечеру отдельно шли парни и девушки, разбившись на небольшие группы. Каждая такая процессия несла самодельную украшенную звезду, в середине которой горели свечи. Ее или оклеенный картинками на рождественскую тему фонарь держали на длинной палке, поднимая высоко над головами людей. Вместо фонаря нередко использовался вертеп. Вертеп представлял собой ящик без передней стенки в виде макета церкви. На дне такого ящика были прорези, в которые вставлялись куклы на длинных стержнях. В вертепе можно было увидеть короткие кукольные сценки на рождественские сюжеты – рождение Христа, поклонение волхвов, бегство в Египет и так далее. Такие процессии с вертепом или со звездой было принято приглашать в дом.

К Рождеству также был приурочен обряд посевания избы, цель которых заключалась в обеспечении хорошего урожая и плодовитости сельскохозяйственных животных в наступающем году. Перед заутреней пастухи заходили в крестьянские дома и бросали на пол (либо в подол хозяйке) горсть зерна так, чтобы члены семьи могли ловить его на лету. Обряд сопровождался различными приговорами типа такого: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе».

Итак, Рождество Христово, как мы видим, было традиционным праздником, совместившим в себе древнейшие языческие корни с искренней народной верой в появление в этот день на свет Спасителя, утешителя всех страждущих – Иисуса Христа.

Возможно, история Рождества Христова после 1917 года могла бы сложиться в нашей стране совсем иначе, однако большевики очень быстро запретили любые религиозные праздники. Затем попал под запрет и Новый год, правда, последний чуть позже был снова восстановлен в своих правах. По сути, Новый год являлся единственным, не нагруженным политической идеологией праздником в истории страны Советов. Именно на него перешло немало Рождественских обычаев – наряженная елка, обмен подарками и другие. Поэтому Новый год до сих пор популярнее в России, чем Рождество.

Голосовые поздравления на телефон